Йидамы

Йидам – класс тантрических божеств составляют так называемые "покровительствующие божества" (санскр. iṣṭadevatā, тиб. yi dam). Это божества, многорукие и многоголовые, с множеством атрибутов, являются сложнейшими архетипическими символами, обозначающими высшие состояния сознания. Йидам – персонаж пантеона, избранный в покровители отдельным человеком, семьей. Монастырем или школой буддизма. Йидамом может быть любой персонаж пантеона, его избирают защитником на всю жизнь или для отдельных случаев. Для поклоняющегося ему идам представляет воплощение Абсолюта, заключающего в себе всю Вселенную, и помещается в центре мандалы. В процессе медитации поклоняющийся должен достичь идентификации себя с йидамом. В то же время под йидамами понимается определенная группа божеств, которые выступают в качестве покровителей. К идамам относятся украшенные формы Будд и многие другие персонажи пантеона. Мирные мужские формы йидамов носят название бхагават, мирные женские – бхагавати; гневные мужские формы – херука, женские – дакини.

  • 2
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 56
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Бахапутрапратисара

    Дата \ Место: XIX. Бурятия

    Размер: 6х7,72 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам и покровительница деторождения. Воплощение Шри Деви. Другое имя – Харити. Изображена в свободной позе, одноликой, двуглазой, в левой руке чаша с драгоценностями. В правой – фигурка ребенка. В волосах – раковина с полумесяцем в навершии. Цвет тела – белый.

  • 8
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 53
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрапани

    Дата \ Место: XIX. Бурятия

    Размер: 8,2х8,9 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото

    Сюжет: Йидам Ваджрапани изображен в позе с левой выпрямленной ногой, одноликим, двуруким, в тарджание-мудре, с тремя глазами, со вздыбленными волосами красно-золотого цвета, с золотой ваджрой в правой руке. Цвет тела – темно-синий. Стоит на красном («солнечном») диске и разноцветном лотосе. Жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани, пары бивней слона, куска коралла, серег царя и царицы.

  • 9
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 50
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрабхайрава

    Дата\Место: XIX. Бурятия

    Размер: 6,1х7,6 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы, (падма-кула), глава которого (кула-иша) – Амитхаба. Известны и другие трактовки: к семейству Татхагаты (татхагата-кула, глава -- Вайрочана), к семейству Ваджры. В трех названных семействах он является гневным воплощением Манджушри и «родоначальником отцовской тантр» (тиб. пха ргйуд) Видья – духовная супргуа – Ваджра-ветали либо Джняна-дакини. Цвет тела видьи – голубой. Ваджрабхайрава изображенв пратьялидха-асане. Девятиликий, с 32 руками и 16 ногами, обнаженным, в украшениях охранителей законоучения (дхармапала-абхарана). Цвет тела темно-синий, но оно излучает огонь мудрости (махаджняна-агни).

  • 14
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 45
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ушнишавиджая («Побеждающая Ушниша»)

    Дата\Место: Начало XIX века. Монголия

    Размер: 45х37.5 см

    Материалы: Полотно, левкас, минеральные краски

    Сюжет: Воплощение просветленной мысли всех будд. Эманация Амитабхи, изображение которого она держит в верхней правой руке. Изображена в одной из двух своих ипостасей – милостивой. Цветтела белый. 8 рук, 3 лика. Центральное лицо белое, как белый лотос. Правое – цвета золота, левое – сапфирово-синее. Нижняя правая рука в мудре щедрости, левая у груди – в знаке бесстрашия. Левая верхняя – мудре угрозы, левая нижняя – в мудре созерцания, держит сосуд с эликсиром бессмертия. Её атрибуты – лук и стрела, крестообразная ваджра, крюк и петля (атрибут гневных божеств). Богиня считается победившей смерть и входит в триаду богов долголетия. Зеленый нимб, оранжевое гало. Перед нею – чаша с символами пяти чувств. Уттария зеленая, паридхана красно-голубая

  • 18
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 22
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Манджушри (Жалмьян – тиб.)

    Дата\Место: Начало XX века. Бурятия

    Размер: 30х21,5 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Будда Знания, изображен в каноне йидама Манджугхоша – «Владыка благозвучия», одна из главных форм Бодхисаттвы Манджушри. Сидит со скрещенными ногами на лотосовом пьедестале. Атрибуты: меч в пламенеющем ореоле (праджнякхадга) - в поднятой правой руке, книга Учения (пустака) – на цветке лотоса, возле левого плеча. Внизу: 4х-рукий Авалокитешвара и Ваджрапани. Перед троном –священные подношения: драгоценности-мани, бивни слона, серьги.

  • 28
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 46
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Манджушри

    Дата \ Место: XX век. Непальская школа (?)

    Размер: 7,5х6 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Будда знаний. Изображен в каноне Манджугхоша: сидит со скрещенными ногами на лотосовом пьедестале, в левой руке розовый лотос с книгой Учения, правая – поднята с мечом, уничтожающим невежество. Тело желтого цвета, утгария белая, паридхаиа – красная с золотом. Нимб зеленый. Гало оранжевое с золотыми лучами. В Тибете почитается как покровитель школы гелукпа – основатель этой школы Цзонкхапа считается его воплощением.

  • 32
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 42
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Бахапутрапратисара

    Дата \ Место: XIX-XX века. Бурятия.

    Размер: 7,8х6,5 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам и покровительница деторождения. Воплощение Шри Деви. Другое имя – Харити.. Изображена двурукой, трехглазой, в полугневной форме (знак ее активности), со вздыбленными волосами (знак ее просветленности), сидящей на лотосовом пьедестале с полуспущенной левой ногой (знак ее готовности прийти на помощь). В левой руке драгоценность, на правой – сидящий младенец. Цвет тела белый (символ ее милосердности). В волосах – украшение из павлиньих перьев и многоголовый царь нагов - символы Огня и Воды, мужского и женского принципов Вселенной. Над правым плечом рычащий лев – сила, над левым плечом многоголовый змей – мудрость. Уттария зеленая, паридхана красная с золотым узором. Нимб красный, гало белое с радужным ореолом, окруженное облаками.

  • 36
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 23
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрапани («Рука, держащая ваджру» скрт.)

    Дата \ Место: XVIII-XIX. Китайско-тибеская школа(?)

    Размер: 41х31.5 см

    Материалы: Полотно, левкас, минеральные краски, золото

    Сюжет: Гневный Бодхисаттва, олицетворяющий силу, устраняющую препятствия на пути к Просветлению. Считается гневной ипостасью Манджушри. Владыка дождей и покровитель змей-нагов. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри образует основную триаду ламаизма – милосердие, мудрость и Сила. Единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа (символ грехов), а лепестки (символ дхьяни-будд) – атрибут бодхисаттвы. Изображается синим, двуруким, трехглазым. Волосы вздыблены – знак просветленности. В правой руке, поднятой в жесте угрозы, его постоянный атрибут – ваджра, в левой – крюк и петля для ловли душ грешников. На бедрах – тигриная шкура. Изображен танцующим на лотосов пьедестале, окруженном водами. Перед ним Тиратна и слоновьи бивни.

  • 46
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 47
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрадхара (скрт. «держащий ваджру»)

    Дата\Место: XX век. Бурятия.

    Размер: 31х24 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото

    Сюжет: Абсолютный Будда, ипостась Адибудды. Изображен в тантрийском каноне «яб-юм» (тиб. «отец-мать») в соитии со своей праджней Ваджрадхари, что символизирует единство мужского и женского начала Вселенной. Цвет тела белый – соединение цветов всех дхьяни-будд. Сидим на лотосовом пьедестале, в руках, согнутых на груди, колокольчик-падма и жезл-ваджра – символ единства активной и пассивной стороны каждого космического принципа. На плечах зеленая уттария, на бедрах красная паридхана. Праджня розовая, в поднятой руке держит нож-григуг. Нимб зеленый. Внутреннее гало синее, внешнее оранжевое с золотыми лучами. Слева и справа – раскрытые цветы пиона – знак совершенства.

  • 50
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 21
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ямантака «Одолевший Яму»

    Дата \ Место: Начало XX века. Бурятия.

    Размер: 32х25 см Материалы: Полотно, минеральные краски, золото

    Сюжет: Идам, гневная форма Манджушри, Будды Знаний. Помогает преобразовывать энергию гнева в высшую мудрость. Особенно почитается в тибетской школе буддизма гелукпа, находящейся под его покровительством. Изображен стоящим на лотосовом пьедестале в соитии со своей праджней Ваджраветали (тибет. – «Неуничтожимы дух мертвых»). Оба обнажены – символ их освобожденности от иллюзий и заблуждений. Оба синего цвета – символ смерти и преисподней. Волосы идама вздыблены – знак его просветленности. 9 голов идама символизируют 9 разделов буддийского канона (либо 8 сторон света и центра – голова Манджушри); 34 руки вместе с его телом, духом и речью – 37 аспектов Просветления; 2 рога – абсолютную и относительную истины; 16 ног – 16 аспектов Пустоты (шуньи). Идам попирает ногами индуистских божеств: правыми – 4хглавого Брахму, Вишну и др.; левыми – шестиголового Сканду (бог войны), Ганешу и др. А также изображения человека, животных и птиц. Имеет атрибуты Шивы: голова быка, обнаженный лингам, Трезубец, ожерелье из человеческих голов и черепов (символ победы мудрости над эгоизмом). Увенчан диадемой с 5 черепами – символ преодоления 5 грехов: невежества, жадности, гордости, гнева и любострастия. Паривара (окружение) идама: Верх -центр – синий Ваджрадхара, абсолютный Будда, символ Единства мужского и женского начал Вселенной. -левый угол – защитники Бегдзе и Пхол-ха -правый угол – белый шестирукий Махакала, покровитель Тибета; Кубера Вайшравана, верхом на льве, бог богатства. Низ -центр – синий шестирукий Махакала, покровитель Монголии -левый угол – Бодхисаттва Ваджрапани; бог смерти Яма с Ями -правый угол – Синий четырехрукий Махакала; дхармапала Лхамо, верхом на муле

  • 51
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 23
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Йидам просветления – Калачакра («Колесо Времени»)

    Дата \ Место: XIX век(?). Монгольская школа.

    Размер: 31х24 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото

    Сюжет: Изображен в типе «полугневный», стоящим на лотосовом пьедестале, в соитии со своей праджней Вишвамата («Всеобщая мать») – тантрическая форма постижения дуальной природы мироздания. Тело идама, центральная голова и нижние восемь рук – синие; правая голова, нога и средние восемь рук – красные; левая голова, нога и верхние восемь рук – белы. Дальнее левое лицо – желтое. Каждый палец на руке Калачакры своего цвета. Праджня Вишвамата – желто-золотая. Идам стоит на красном индийском боге любви Камадеве и белом боге Рудре, оба – четырехрукие. Пятки Вишваматы поддерживают супруги богов – красная Гама и белая Ума. Нимб Калачакры зеленый, внутреннее гало – фиолетовое, внешнее – оранжевое, с языками пламени.

  • 75
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 19
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрабхайрава

    Дата \ Место: XIX век. Бурятия

    Размер: 23х30 см.

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы, (падма-кула), глава которого (кула-иша) -- Амитбаха. Известны и другие трактовки: к семейству Тахагаты (татхагата-кула, глава – Вайрочана ), к семейству Ваджры. В трех названных семействах он является гневным воплощением Манджушри и «родоначальником отцовской тантр» (тиб. пха ргйуд). Видья – духовная супруга – Ваджра-ветали либо Джняна-дакини. Цвет тела видьи – голубой. Изображен в позе с левой выпрямленной ногой (скр. пратьялидха-асана), девятиликим, с 32 руками и 16 ногами, обнаженным, в украшениях охранителей законоученя (дхармапала-абхарана). Цвет тела темно-синий, но он излучает «огонь мудрости» (скр. махаджняна-агни). Вверху – Ваджрадхара, вверху справа – Сита Чинтани Махакала, Кубера Вайшраванна; вверху слева – Далха Чедгу, Агхора Махакала; внизу – Махакала, внизк справа – Шри Деви, Чатурнукха Махакала; внизу слева – Ваджрапани, Яма с Ями.

  • 78
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 55
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Вайрочана

    Дата \ Место: XIX век. Бурятия.

    Размер: 41,8х57 см.

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Йогатантры. Относится к семейству Татхагаты. Сарвавид Вайрочана представлен в ваджра-асане, четырехликим, в жесте созерцания (скр. дхьяна-мудра), держащим золотую дхарма-чакру. В одежде и украшениях царевича. Цвет тела – белый, вокруг головы – нимб зеленого цвета. Слева – Сита Тара, Справа – Шьяма Тара. Жеретвенное подношение состоит из драгоценностей, куска коралла

  • 83
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 44
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрапани

    Дата \ Место: XIX век. Монголия.

    Размер: 27 х39 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам изображен в позе с левой выпрямленной ногой, одноликим, двуруким, с тремя глазами, со вздыбленными волосами красно-золотого цвета, с угрожающим выражением лица. Стоит на солнечном диске и разноцветном лотосе. В правой вытянутой руке он держит золотую ваджру, левая – в жесте угрозы (скр. тарджани-мудра). Одежда и украшения смешанного типа, передник из шкуры тигра, на нога золотые браслеты, змеи не изображены. Через плечи перекинуты две сплетенные змеи. Цвет тела – темно-синий. Вокруг тела – бушующий «огонь мудрости» (скр. джняна-агни). Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам.

  • 95
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 40
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Манджушри

    Дата \ Место: XIX век. Тибет.

    Размер: 49х70 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам Крия- и Чарья-тантры, предстающий в виде Арапчана Манджугхоши. Относится к семействам Татхагаты, или Падмы, или Ваджры. В традиции махаяны – Бодхисаттва «Мудрости» или «Знания». Изображен сидящим на троне, который обивает пион, в ваджра-асане, одноликим, двуруким. В правой руке, замахнувшись, он держит меч Мудрости (скр. праджня-кхадга) в языках пламени, в левой у сердца сжимает длинный стебель лотоса, на котором лежит книга (скр. пустака) «Совершенствования мудрости». В одежде и украшениях царевича. Паривару составляют четыре его ипостаси. Вверху Херука Ваджрасаттва с праджней – канон «яб-юм», Ваджрапани и Манджушри Днянасаттва. Внизу справа – Вадисинха Манджугхоша, Вверху слева – Сита Манджугхоша – руки в жесте милосердия (варада) и учительства (витарака). На переднем плане подношения пяти чувствам, драгоценности-мани, Дхарма-чакра, серьги и бивни слона.

  • 103
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 43
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Ваджрапани

    Дата \ Место: XIX век. Тибет.

    Размер: 51 х67,5 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам изображен в позе с левой выпрямленной ногой, одноликим, двуруким, с тремя глазами, со вздыбленными волосами красно-золотого цвета, с угрожающим выражением лица. Стоит на солнечном диске и разноцветном лотосе. В правой вытянутой руке он держит золотую ваджру. Одежда и украшения смешанного типа, передник из шкуры тигра, на ногах золотые браслеты. Цвет тела – темно-синий. Вокруг тела – бушующий «огонь мудрости» (скр. джняна-агни). Вверху – Будда Самантабхадра с Самантабхадри, или Праджняпарамита, Будда Амитабха, Будда Шакьямуни, Кхадиравани Тара, Сита Манджугхоша, гуру. Над кроной дерева изображены владыки трех семейств: Манджушри, Ваджрапани, Шадакшара Авалокитешвара. На кроне дерева изображены Яма, Джняна Махакала, Махакала в каноне яб-юм(?), Пита Праджняпарамита, Будда Шакьямуни, Будда будущего мирового периода Майтрея и Будда прошедшего мирового периода Кашьяпа. Внизу слева – гуру Падмасамбхава с учениками (жертвенное подношение состоит из подношений к пяти чувствам). Внизу справа – Пита Джамбхала, изображен в правосторонней позе (тиб. гйас рол), его гневное воплощение(?) и Таккираджа(Жертвенное подношение состоит из веществ обета).

  • 104
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 45
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Вадисинха Манджугхоша

    Дата \ Место: XIX век. Бурятия

    Размер: 6х7,2 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Крия-тантры. Относится к семейству Татхагаты. Вадисинха Манджугхоша изображен в свободной позе. Цвет тела белый. Восседает на «лунном» диске, рычащем льве с обращенной назад головой.