Бодхисаттва Авалокитешвара

Бодхисаттва -- существо, практически достигшее нирваны; стать буддой и уйти в нирваническое небытие для бодхисаттыва – лишь последний, логически подготовленный шаг на пути тысячелетних перерождений. Но бохисаттва сознательно не делает этого шагом. В то время как будды, пребывая в нирване, теряют возможность вмешиваться в дела живых существ, бодхисаттвы остаются в мире, чтобы спасти все живые существа от уз перерождений.

В «ортодоксальном» буддизме тхеравады образ бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды (их насчитывается 24, последним был исторический Будда – Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка – Майтрея. На этом пути будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также со-страдание к живым существам (каруна) и со-радование им (метта), а в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом, – подвиги, явно противоречащие буддийской ориентации на срединный путь между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим. Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. На то имеется и «космологическая санкция»: число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает однажды великий обет достичь «просветления» и избавить все существа от круговорота сансары. В поэме Шантидэвы Бодхичарьяватара (7–8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ (передача заслуги в традиционном буддизме была немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся. Длительность пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Бодхисаттва должен достичь 10 ступеней совершенства, которым посвящались отдельные трактаты и которые соответствуют 10 «совершенствам» – парамитам. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы – культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием его «снятия»: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть. «Ищите их, – увещевает Шантидэва, – и вы их не найдете!».

 

  • 7
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 21
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одиннадцатиликий Авалокитешвара – Йидам Крия-тантры

    Дата \ Место: XIX. Бурятия

    Размер: 5,9х7,4 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото

    Сюжет: Относится к семейству Падмы. «Великосострадательный». Изображен в позе стояния на прямых ногах (скр. Самапада-стханка). Одиннадцатиликий. «Тысячерукий и тысячеглазый владыка». Первые две руки сложены в анджали-мудра, также в руках – лотос, лук со стрелой, амрита-калаша, дхарма-чакра, четки, шестая правая рука в жесте даяния. На ладони каждой руки глаз. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

  • 23
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 15
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одиннадцатиликий Авалокитешвара – Йидам Крия-тантры

    Дата \ Место: XIX век. (?)

    Размер: 20х15 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Относится к семейству Падмы. «Великосострадательный». Изображен в позе стояния на прямых ногах (скр. Самапада-стханка). Одиннадцатиликий. «Тысячерукий и тысячеглазый владыка». Первые две руки сложены в анджали-мудра, также в руках – лотос, лук со стрелой, амрита-калаша, дхарма-чакра, четки, шестая правая рука в жесте даяния. На ладони каждой руки глаз. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов. Вверху – Цонкапа с учениками. Внизу – Сита Тара (Зеленая Тара), Махакала («Великий черный»), Шьяма Тара (Белая Тара).

  • 25
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 16
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Шадакшари Локешвара

    Дата \ Место: XIX-XX века. Китайская школа.

    Размер: 7,5х6,5 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Четырехрукая ипостась Авалокитсшвары. Бодхисаттва изображен в центре сидящим со скрещенными ногами на лотосовом пьедестале. Тело золотое. На его голове – диадема с головой дхьяни-будды Амитабхи. На плечах оранжевая уттария, на бедрах - красная паридхана с золотым узором. В руках, сложенных на груди держит сокровище созерцания. В других руках истки и цветок красного лотоса. Нимб зеленый с золотой каймой Гало голубого цвети, имеет радужный ореол. По бокам – раковины с тремя драгоценностями.

  • 26
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 17
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одиннадцатиликий Авалокитешвара

    Дата \ Место: XIX-XX века. Китайская школа(?)

    Размер: 7,5х6,5 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Будда Сострадания. В этой форме носит титул «Владыка Милосердный» Экадащамукха Авалокитешвара. Основная ипостась, имеющая восьмирукую форму – символ восьмеричного Пути Просветления, Колеса Учения. Изображается как бодхисаттва. Стоит на лотосовом пьедестале, на вершине горы – место, откуда он видит все людские страдания. Тело - золотое. 11 голов: 1й ряд - правая зеленая, центральная золотая, левая красная; 2й ряд - правая красная, центральная зеленая, левая белая; 3й ряд - правая белая, центральная красная, левая зеленая. Над ними возвышается черная голова Защитника Веры. Еще выше - голова дхьяни-будды Амитабхи. В руках у груди держит драгоценность вальной формы, в верхней паре рук –четки и цветок лотоса - постоянные атрибуты милосердия. В средней паре рук - Колесо Закона и лук со стрелой. В левой нижней руке – сосуд с амритой, правая нижняя с глазом на ладони - в мудре щедрости. Нимб зеленый. Гало голубое, с переходом в белое свечение, с радужным ореолом. Окружено вверху облаками. Слева и справа от бодхисатгвы - раковины с подношениями трех драгоценностей и слоновьих бивней. Динамичность позы, удлиненные пропорции рук, мелкое письмо и высветленный колорит свидетельствуют о сильном китайском влиянии.

  • 61
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 16
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одниннадцатиликий Авалокитешвара

    Дата \ Место: Начало ХХ века. Монголия.

    Размер: 26,4х31,8 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы. Эпитет – Макаруника, или «Великостострадательный». Изображен в позе стояния на прямых ногах (скр. Самапада-стханка), одиннадцати ликим, восьмируким. Первые две руки сложены в анджали-мудра, в остальных руках – тотос, лук со стрелой, амрита-калаша, дхарма-чакра, четки, шестая правая рука в жесте дарения (варада-мудра). На ладонях имеет глаза. Головы расположены по «линии Брахмы» вертикально: три уровня трехликие, два одноликие. В одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела – белый. Не изображено жертвенное подношение.

  • 64
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 16
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Авалокитешвара

    Дата \ Место: XIX век. Бурятия

    Размер: 5,5х6,7 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы и символизирует шестиголовую мантру «ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ!» и великое сострадание. Считается, что от Авалокитешвары зарождается преетство воплощений Далай Лам. Представлен одноликим, четырехруким.

  • 79
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 17
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одниннадцатиликий Авалокитешвара

    Дата \ Место: ХVIII век. Монголия.

    Размер: 39х58,2 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски.

    Сюжет: Йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы. Эпитет – Макаруника, или «Великостострадательный». Изображен в позе стояния на прямых ногах (скр. Самапада-стханка), одиннадцати ликим, восьмируким. Первые две руки сложены в анджали-мудра, в остальных руках – тотос, лук со стрелой, амрита-калаша, дхарма-чакра, четки, шестая правая рука в жесте дарения (варада-мудра). Головы расположены по «линии Брахмы» вертикально: три уровня трехликие, два одноликие. В одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела – белый. Вверху – Вайрочана, Ратнасамбхава, Акшобхья, Амогхасиддхи, Амитбаха. Внизу – Сита Тара, Шьяма Тара. Жертвенное подношение не изображено

  • 81
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 18
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Одниннадцатиликий Авалокитешвара

    Дата \ Место: ХIХ век. Бурятия.

    Размер: 36 х52,2 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы. Эпитет – Макаруника, или «Великостострадательный». Изображен в позе стояния на прямых ногах (скр. Самапада-стханка), одиннадцати ликим, восьмируким. Первые две руки сложены в анджали-мудра, в остальных руках – тотос, лук со стрелой, амрита-калаша, дхарма-чакра, четки, шестая правая рука в жесте дарения (варада-мудра). Головы расположены по «линии Брахмы» вертикально: три уровня трехликие, два одноликие. В одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела – белый. Вверху – Будда Амитабха. Жертвенных подношений не изображено

  • 93
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 16
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Мандала одиннадцатиликого авалокитешвары

    Дата \ Место: XIX век. Тибет.

    Размер: 57х88 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Мандала – чистое измерение или обитель Будд, сотканная из света. Она представляется в форме дворца или храма с дверями, находящимися в направлениях четырех сторон света. Все символы, атрибуты, божества – изображаются согласно строгой традиции. Мандалы изображаются в виде симметричной диагрыммы, которая является планом дворца божества. Изображение мандал канонизированы. В центре мандалы – Экадашамукха Авалокитешвара – йидам Крия-тантры, относящийся к семейству Татхагаты. Вокруг Мандал-иши во втором круге – татхагаты Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи. Татхагату Вайрочану замещает Авалокитешвара. Авалокитешвара может находиться как в семействе падмы, так и – Татхагаты. В третьем круге – Бодхисаттвы. Внутренний круг окаймления – Будды, внешний круг – Дхармапалы. Вверху – Будда Амитабха, гуру(?). Внизу – гуру Падмасамбхава Внизу справа – дакини Ваджраварахи, Шадбаху-натха Махакала (?), Махакала, Сита Брахма, Внизу слева – Дордже Дрегден, Дордже Лекпо (?), Раху, божество бхатагава Махакала.

  • 99
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 19
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Шадакшара Авалокитешвара

    Дата \ Место: XIX век. Тибет.

    Размер: 47х70 см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: «Шестислоговой» (скр. шад-акшара) Авалокитешвара – йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы и смиволизирует шестислоговую мантру «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ!» и великое сострадание (скр. махакаруна). Считается, что от Шестислогового Авалокитешвары зарождается преемство воплощений Далай Лам. Авалокитшевара изображен в ваджра-асане, одноликим, четырехруким. Две главные руки сложены в жесте держания драгоценности-чинтамани (скр. мани-дхара-мудра), две другие руки держат четки (скр. мала) и цветок лотоса. В одеждах и украшениях царевича. Цвет тела – белый. Лотосовое сиденье покоится на стебле, выросшим из воды. Справа – Манджугхоша; слева – Ваджрапани; вверху – Будда Шакьямуни, будда врачевания – Манла-Бхайшаджьягуру, дхьяни-будда Акшобхья.. Внизу в центре – Будда вечной жизни Амитабха (жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани), внизу слева – Шьяма Тара (жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани и бивней слона), внизу справа – Херука Ваджрасаттва(жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани и бивней слона). Жертвенное подношение состоит из ступы, драгоценностей-мани, ветви коралла, бивней слона.

  • 102
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 18
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Название: Экадашамукха Авалокитешвара

    Дата \ Место: XVIII век. Тибет

    Размер: 60х83см

    Материалы: Полотно, минеральные краски, золото.

    Сюжет: Экадамукха Авалокитешвара в традиции бхикшуни – йидам Крия-тантры. Относится к семейству падмы. Другое именование – Сахасра-бхуджа Сахасра-нетра Авалокитешвара, или «тысячерукий и тысячеглазый владыка». Изображен в самапада-стханаке. Восемь главных рук Дхарма-кайю. Вокруг – Будда Шакьямуни, Архаты, Ваджрапани, Сита Тара, Бодхисаттва Падмапани, Ваджраяшасван, Шадбхуджа Махакала, Шри Деви, Сита Манджугхоша, Шьяма Тара.