Тханг-ка

Танка, представленные на выставке, написаны традиционным способом. Основой для них чаще всего яв­ляется хлопчатобумажная ткань (иногда шёл­ковая или джут) редкого или частого плетения. На танка более раннего времени обычно ис­пользовалась ткань ручного ткачества, имею­щая небольшую ширину. Как правило, на них есть шов. Когда формат танка был найден, ткань грунтовалась. Как правило, для особо ценных танка грунт наносился с обеих сторон. Для грунта обычно использовался ра­стительный либо животный клей, который до­бывался из определённых видов растений или вываривался из кожи животных. Это наиболее прочный и пластичный клей. В качестве напол­нителя в грунт добавлялся мел или измель­чённая ракушка, а иногда и известь. Такой грунт чаще всего бывает белого цвета, это очень хорошо видно на зеркале танка. Для танка с чёрным или красным фоном в грунт добавлялась сажа или киноварь и охра красная. Затем грунт поли­ровался для большей ровности и пластичности. А для более ценных танка располировка произ­водилась с обеих сторон. Это давало возмож­ность использовать их как свиток.

После этого писалась сама танка. Этот про­цесс был весьма длительным и трудоёмким. Для живописи использовались натуральные пигменты, то есть перетёртые в порошок ми­нералы и полудрагоценные камни, а также на­туральные красители. В качестве связующего также использовался клей растительного и животного происхождения, что и даёт опреде­ление водо-клеевой живописи, употребляемое при описании техники танка.

Здесь, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что технология живописи танка сравнительно мало представлена в специ­альной литературе, по этой теме существует не так много сообщений и публикаций. Но и в тех, что есть, можно встретить некоторые техноло­гические различия, хотя они больше касаются не самой технологии, а использования матери­алов — клея, наполнителей и пигментов. Это замечание относится и ко времени их употреб­ления. С появлением новых материалов, таких, как анилиновые красители, они начинают при­меняться в росписи более поздних икон. Види­мо, мастера могли их применять, и это не про­тиворечило религиозно-этической установке буддийских художников.

Поразительно многообразие оттенков золотой краски от почти белого до золотиото-красного. Это — твореное золото, нанесённое на почти законченную танку кистью по конту­рам отдельных фрагментов; золотом закрыва­лись также и целые фрагменты рисунка. Это дает ощущение света, исходящего от танка. Нанесение золота было предпоследним эта­пом сотворения образа. Завершающим актом изображения было рисование зрачков и ра­дужной оболочки — обряд «открывания глаз», как бы пробуждающий образ.

На изготовление одной танка у художника иногда уходило от нескольких месяцев до года и даже более. Это во многом зависело от раз­мера полотна и от сюжета. Часто про­изводство было коллективным трудом. Часто в монастырских мастерских существо­вало разделение: один художник писал лики, другой — одежды и т.д. Это больше касается икон крупных размеров.

Многие из танка находи­лись в храмах и являлись репрезентативными, создание и существование которых связаны с интерьером или экстерьером буд­дийского храма. По всей вероятности, такие танка не пред­назначались для сворачивания в свиток, эти танка являлись частью интерьера храма, о чём говорит и монументальный характер их живописи.

Большая часть танка из данной коллекции имеет обрамление, о котором хотелось бы сказать несколько слов. Оно состоит из так называемой радуги (узкие полоски шёлка, нашитые по периметру иконы) и четырёх обрамляющих полос: верхняя поло­са («небо»), нижняя полоса («земля») и две боковые полосы («колонны»). Все обрамления изготовлены в правильных пропорциях из шёл­ка жаккардового плетения. Но в некоторых отсут­ствуют штанги, а также завесы. Это, как пра­вило, необходимые элементы обрамления вы­ставляемых в храмах танка. Возможно, это было связано с потребностями оформления интерьера храма.

Две танки , имеющиеся в коллекции, можно отнести к техни­ке печати (хлопчатобумажная основа, двусторонний грунт, рисунок нанесён путём оттиска с доски и далее вручную рас­крашен). Такая техника встречается на различ­ной основе от шёлка до бумаги, но не всегда с дальнейшей раскраской.

Взглянув на всю коллекцию в целом, мож­но ещё раз сказать, что интерес к ней может только усиливаться, но ни в коем случае не ослабевать, так как в процессе изучения воз­никает много загадок, на которые хочется ис­кать ответа. При таком многообразии и об­ширном охвате собранного воедино материа­ла, возникает огромное поле деятельности для специалистов, которое настоятельно требует своего освоения.