Тханг-ка
Танка, представленные на выставке, написаны традиционным способом. Основой для них чаще всего является хлопчатобумажная ткань (иногда шёлковая или джут) редкого или частого плетения. На танка более раннего времени обычно использовалась ткань ручного ткачества, имеющая небольшую ширину. Как правило, на них есть шов. Когда формат танка был найден, ткань грунтовалась. Как правило, для особо ценных танка грунт наносился с обеих сторон. Для грунта обычно использовался растительный либо животный клей, который добывался из определённых видов растений или вываривался из кожи животных. Это наиболее прочный и пластичный клей. В качестве наполнителя в грунт добавлялся мел или измельчённая ракушка, а иногда и известь. Такой грунт чаще всего бывает белого цвета, это очень хорошо видно на зеркале танка. Для танка с чёрным или красным фоном в грунт добавлялась сажа или киноварь и охра красная. Затем грунт полировался для большей ровности и пластичности. А для более ценных танка располировка производилась с обеих сторон. Это давало возможность использовать их как свиток.
После этого писалась сама танка. Этот процесс был весьма длительным и трудоёмким. Для живописи использовались натуральные пигменты, то есть перетёртые в порошок минералы и полудрагоценные камни, а также натуральные красители. В качестве связующего также использовался клей растительного и животного происхождения, что и даёт определение водо-клеевой живописи, употребляемое при описании техники танка.
Здесь, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что технология живописи танка сравнительно мало представлена в специальной литературе, по этой теме существует не так много сообщений и публикаций. Но и в тех, что есть, можно встретить некоторые технологические различия, хотя они больше касаются не самой технологии, а использования материалов — клея, наполнителей и пигментов. Это замечание относится и ко времени их употребления. С появлением новых материалов, таких, как анилиновые красители, они начинают применяться в росписи более поздних икон. Видимо, мастера могли их применять, и это не противоречило религиозно-этической установке буддийских художников.
Поразительно многообразие оттенков золотой краски от почти белого до золотиото-красного. Это — твореное золото, нанесённое на почти законченную танку кистью по контурам отдельных фрагментов; золотом закрывались также и целые фрагменты рисунка. Это дает ощущение света, исходящего от танка. Нанесение золота было предпоследним этапом сотворения образа. Завершающим актом изображения было рисование зрачков и радужной оболочки — обряд «открывания глаз», как бы пробуждающий образ.
На изготовление одной танка у художника иногда уходило от нескольких месяцев до года и даже более. Это во многом зависело от размера полотна и от сюжета. Часто производство было коллективным трудом. Часто в монастырских мастерских существовало разделение: один художник писал лики, другой — одежды и т.д. Это больше касается икон крупных размеров.
Многие из танка находились в храмах и являлись репрезентативными, создание и существование которых связаны с интерьером или экстерьером буддийского храма. По всей вероятности, такие танка не предназначались для сворачивания в свиток, эти танка являлись частью интерьера храма, о чём говорит и монументальный характер их живописи.
Большая часть танка из данной коллекции имеет обрамление, о котором хотелось бы сказать несколько слов. Оно состоит из так называемой радуги (узкие полоски шёлка, нашитые по периметру иконы) и четырёх обрамляющих полос: верхняя полоса («небо»), нижняя полоса («земля») и две боковые полосы («колонны»). Все обрамления изготовлены в правильных пропорциях из шёлка жаккардового плетения. Но в некоторых отсутствуют штанги, а также завесы. Это, как правило, необходимые элементы обрамления выставляемых в храмах танка. Возможно, это было связано с потребностями оформления интерьера храма.
Две танки , имеющиеся в коллекции, можно отнести к технике печати (хлопчатобумажная основа, двусторонний грунт, рисунок нанесён путём оттиска с доски и далее вручную раскрашен). Такая техника встречается на различной основе от шёлка до бумаги, но не всегда с дальнейшей раскраской.
Взглянув на всю коллекцию в целом, можно ещё раз сказать, что интерес к ней может только усиливаться, но ни в коем случае не ослабевать, так как в процессе изучения возникает много загадок, на которые хочется искать ответа. При таком многообразии и обширном охвате собранного воедино материала, возникает огромное поле деятельности для специалистов, которое настоятельно требует своего освоения.