КОКУНИМАСА Утагава (1874-1944)


Жанр - муся-э, бидзин-га, йокогама-э

 

Кокунимаса Утагава (известный также как Байдо Кокунимаса) был сыном известного живописца Байдо Хосая. Вероятно, первые художественные навыки он получил в мастерской отиа. Неизвестно, кто был учителем Кокунимаса в дальнейшем, но фамилия Утагава говорит о том, что он проходил обучение в одной из ведущих школукиё-э.

Творчество Кокунимаса Утагава принадлежит к завершающему периоду истории развития традиционной ксилографии. В 1853 году после длительной изоляции Япония открыла свои порты для западных судов. Страну буквально захлестнули европейская наука, культура и техника. Новые идеи и веши вызывали колоссальный интерес у местных жителей: особенно это относилось к фотографии и новым техникам печати. Неспособное противостоять западным технологиям искусство укиё-э в начале XX века вступило в полосу упадка.

Особую популярность в конце XIX столетия завоевывают ксилографии со сиенами военных сражений. Япония провела ряд победоносных войн, в результате которых стала одной из сильнейших держав мира. Кокунимаса Утагава известен, прежде всего, как автор гравюр с изображениями японо-китайской (1894-1895) и русско-японской войн (1904-1905). Отдавая дань традициям укиё-э, художник создал жанровые картины, где героями его гравюр стали воины-самураи и красивые женщины, живописные сиены повседневной жизни иностранцев, проживающих в Японии, их обычаев и нравов.