Бауле

Бауле-народ группы акан, одна из крупнейших народностей ( около 1 550 тысяч человек) республики Кот-д`Ивуар. Говорят на языке бауле. Согласно этногенетической легенде, предками бауле была группа ашанти, переселившаяся под водительством правительницы Аура Поку в междуречье Нзи и Бандамы в 1750-е гг. Современные исследователи считают, что этническая общность бауле сформировалась на базе различных аканских групп, переселившихся на современные территории из западных районов Ганы (страна Аа, Аафо) в XVII—XVIII веках и создавших ряд вождеств и их союзов. В доколониальный период у бауле возникло социальное деление на знать, свободных общинников и невольников. Основное традиционное занятие - тропическое ручное земледелие (ямс, бананы, маниок, масличная и кокосовая пальмы, какао, сахарный тростник, ананасы, гевея). Традиционные ремёсла - резьба по дереву (антропоморфная и зооморфная скульптура, маски), кузнечное, ткацкое и др. Сельские поселения компактные, постоянные и временные на дальних земельных участках. Основу традиционной социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, матрилинейные роды и патрилатеральные институты. Счёт родства матрилинейный. Большинство бауле сохраняет приверженность традиционным верованиям, значительная часть — христиане (католики и протестанты), есть мусульмане-сунниты (в городах) Распространены культы предков и небесного духа Ньямие, фетишизм, вера в магию и ведовство. У бауле богатый музыкальный фольклор, разнообразны сказки, легенды, басни, пословицы. Среди традиционных праздников выделяются спектакли-танцы «Мбло» и «Гбагба»,  - одна из старейших форм искусства бауле. Связанные с культом предков, танцы «Мбло» и «Гбагба», исполнялись в деревне во время праздничных церемоний во время праздника урожая ямса или в честь важных гостей. Действо «Мбло» состоит из сменяющих друг друга, возрастающих по степени сложности танцев. В них участвуют только лучшие маски и самые талантливые, специально обученные танцоры-мужчины. Их движения отличаются элегантной грациозностью. Танец «Гбагба», помимо праздников, мог исполняться на похоронах уважаемых женщин. Особую роль посредника между живыми и духами у бауле играл связанный со сверхъестественными силами ритуал «Голи». «Голи» был танцевальным обрядом, в котором обычно участвовала вся деревня: люди просили у духов защиты и помощи в случае внешней опасности и войны, во время эпидемий, Шествие Голи начиналось на рассвете. Четыре группы танцоров в разных масках объявляли о прибытии четырех масок высшего ранга, которые выходили из священного леса в определенном порядке, представлявшем переход от абстрактного к упорядоченному, от животного к человеку. Сначала дискообразная и рогатая маска сына «Кпле кпле», затем изображающая буйвола маска отца «Голи Глин», после - маска дочери с человеческим лицом и рогами козы «Кпван кпле» и, наконец, Маска Матери «Кпван». Как наиболее важная фигура церемонии она появлялась только в исключительных случаях. В качестве развлечения обряд «Голи» проводился во время празднования нового урожая или во время визита важных гостей.

Маски

Скульптуры