КУНИЁСИ Утагава (1798-1861)


Учитель - Тоёкуни I Утагава

Ученик - Кунимаро, Ёсиику Ёсикадзу Ёсимори, Ёситора, Ёситоси, Ёсиумэ Утагава

Жанр - муся-э, якуся-э, бидзин-га, фукэй-га

 

Куниёси Утагава - выдающийся мастер позднего периода истории укиё-э. Настоящее имя художника - Игуса Ёсисабуро. Он родился в Эдо, в семье красильщика тканей и поначалу занимался ремеслом отца. Желая посвятить себя графике, пятнадцатилетний юноша стал постигать это искусство в мастерской Тоёкуни Утагава, наиболее авторитетного и популярного художника того времени. Свою самостоятельную деятельность Куниёси начал с иллюстраций к произведениям классической литературы, выпустив в 1817 году книгу «Мурасаки дзоси» («Фиолетовая книга историй»). Художник работал во всех жанрах укиё-э, но широкое признание у публики ему принесли серии гравюр с изображением легендарных героев и исторических персонажей Китая и Японии. Первый успех в историко-героическом жанре пришел к нему в 1825 году: иллюстрации Куниёси к китайскому средневековому роману «Шуй-сюй-жуань» («Речные заводи»), по-японски «Суйкодэн», выполненные в динамичной и экспрессивной манере, имели колоссальный успех. За последующие годы художник создал огромное количество исторических серий, среди которых знаменитый цикл «47 верных вассалов» (1840-е года) и одна из последних серий «Прославленные герои "Тайхэйки "("Повесть о Великом мире")». За оригинальный художественный стиль, характеризующийся повышенной драматичностью, эмоциональной напряженностью в сочетании со смелыми цветовыми и композиционными решениями, мастер получил прозвище «Муся-э но Куниёси» («Куниёси, художник воинов»).

В течение жизни объектом творчества Куниёси были и прекрасные женские образы, и герои театральных подмостков, он был искусным создателем жанровых зарисовок и карикатур. Несколько раз его карикатуры становились причинами конфликта художника с властями и подвергались уничтожению. В зрелые годы Куниёси обратился к пейзажу. Отличительная черта его пейзажных «композиций - интерес к сиенам повседневной жизни. 6 изображении этих сцен художник использовал европейские приемы живописи в области перспективы и цвета, что придавало его сюжетам ощущение современности (серия «36 видов Восточной столицы и горы Фулзи»). Срели работ Куниёси можно встретить копии с западных картин и офортов. Интерес к европейскому искусству своеобразно преломился в гравюрах мастера с изображением рыб и животных. Солнечный луч, пронизывающий толщу воды и освещающий морское дно и стайки мелких рыбешек, стремительное движение плывущих рыб и мягко покачивающиеся ветви растений напоминают зафиксированные фотоаппаратом неуловимые мгновенья неведомой нам, другой жизни.

 

Одиночные

 

Диптихи

 

Триптихи