СЯРАКУ Тосюсай (годы творчества 1794-1795)

Жанр - якуся-э

 

Сяраку Тосюсай - выдающийся мастер классического периода истории укиё-э. Он неожиданно появился в Эдо в мае 1794 года, проработал в течение десяти месяцев и бесследно исчез, оставив после себя около 150 работ. Наряду с несколькими портретами борцов сумо, его произведения состояли главным образом из поясных и поколенных изображений актеров театра Кабуки. До Сяраку этот традиционный жанр укиё-э не выходил за рамки передачи сценического облика актеров. Художник совершил подлинный переворот в области театральной гравюры.

Эти портреты были полны внутренней экспрессии, Сяраку более всего интересовал драматизм актерского образа: выражения лиц, пластика, жесты героев были резки и угловаты, экспрессивны, но при этом ошеломляюще правдивы. Каждый портрет художника - гиперболизированное выражение одного, но глубокого и сильного чувства: тоска и ненависть, гнев и страх стали главными темами его произведений. Свободная экспрессивная линия, темный фон, строгое сочетание цветов подчеркивали напряженность чувств и интенсивность переживаний, усиливали выразительность образов, доводя их порой до гротеска. Необычные портреты Сяраку пугали современников, как тогда говорили «слишком преувеличенной реальностью». Возможно, это обстоятельство сыграло решающую роль в исчезновении художника. Во всяком случае, существует несколько предположений по поводу того, кем же на самом деле был Сяраку Тосюсай и что с ним произошло. Большинство исследователей придерживаются версии, что художник был актером осакского театра Но по имени Сайте Дзюробэй, который после недолгого перерыва вновь вернулся в театр. Воз¬можно также, что под псевдонимом Сяраку выступал кто-то из знаменитых мастеров укиё-э: Хокусай, Утамаро или Тоёкуни, поскольку у него в отличие от других художников не было ученических работ. Но теперь это уже невозможно установить, и история жизни великого Сяраку Тосюсая осталась для нас неразрешенной загадкой.