Сенуфо

Сенуфо (самоназвание - сиена) - этнолингвистические группы, состоящие из 15-ти подгрупп людей, говорящих на девяти основных диалектах сенари, их общего языка. Населяют территории между саванной и влажными тропическими лесами в пограничном районе между южным Мали, Гвинеей и Кот-д'Ивуар. Насчитывают от 1,5 до 2,7 млн. человек. Они живут обособленными селениями. Основная деятельность – сельское хозяйство. Общиной управляет Совет старейшин. Во главе совета старейшин стоит вождь, имеющий титул «хозяина земли». Жизнь общества регулируют тайные общества, в основном, общество «Ло» («Поро»). Члены этого общества проходят три ступени посвящения (с семи лет). Каждый период длится семь лет. Прошедшие все три ступени становятся членами Совета старейшин. Общество «Поро» передаёт традиционные знания и выполняет религиозные функции, особенно в сложной церемонии похорон. Вера сенуфо основана на культе Бога-Творца «Колотьиоло» и Богини-матери «Малеео» которые представляют дуалистическое божество. Каждое селение имеет свою священную рощу, где совершаются ритуальные церемонии и находятся дома, в которых хранятся маски, статуи, музыкальные инструменты и другие предметы, используемые в обрядах. Еще недавно вход в эти места для непосвященных был запрещен под страхом смерти.

Лигби

Лигби – небольшая, 4000 человек, этническая группа людей, подгруппа народа сенуфо. Исламизированные общины лигби проживают, как торговцы и ремесленники, среди немусульманских групп на обширных территориях севера Кот-д'Ивуара. Лигби известны своими маскарадами, которые проводятся в праздник «ИД Аль-Фитр», знаменующий конец Рамадан (месяц поста). Красочные танцы в таких масках исполняются в парах. Празднование может продолжаться в течение недели. Находясь под сильным влиянием соседей сенуфо, лигби создали свой вариант маски «Кпелие».

Джимини

Джимини – этническая группа, подгруппа народа сенуфо Проживают в Северо-Восточной части Кот-д'Ивуаре, в Буркина-Фасо и Мали. Их численность составляет около 100 000 человек. Джимини – фермеры, выращивают, кукурузу, рис и др. Мужчины достигают совершеннолетия в возрасте тридцати лет, а затем обучают истории и традициям детей. Основными религиозными практиками джимини являются традиционный для Африки анимизм и культ предков. У джимини существует традиция на протяжении многих поколений выращивать около дома дерево баобаба, что обеспечивает семье защиту и удачу. Среди джимини, несмотря на сильное влияние ислама и христианства, бытуют деревянные маски и скульптура, во многом повторяют искусство их соседей: сенуфо, лигби и бауле.