Лвалва

Связанные с лулуа 20 тысяч лвалва живут в Демократической Республике Конго и Анголе. Языки: Булвалва, Килвалва, Килуба. Земли лвалва богаты и плодородны. Женщины несут практически полную ответственность за все, что происходит в выращивании сельскохозяйственных культур, как для местного потребления и так для торговли. Охота у лвалва до сих пор играет важную социальную роль. До 17-го века лвалва были разделены на небольшие материнские племена, которые позже объединились. Обитая в треугольнике, образованном рекой Касаи и ее притоками, лвалва остаются относительно изолированными от внешних воздействий. Их социальная и политическая организация в зачаточном состоянии. Каждую деревню возглавляет мужчина или женщина, власть которого находится под контролем общества «Ба Нгонго». Лидер может унаследовать власть или завоевать уважение за доблесть в охоте. Между соседними деревнями обычно устанавливаются связи. Принятие важных решений должно быть сделано от имени всех лвалва. Лвалва верят в верховное существо, всеведущего творца Нзамби, но поклоняются только духам природы. Считается, что у всего есть дух («мукуши»), которому делают подношения, чтобы поддержать порядок в природе. Резчики лвалва славятся своими масками. Изготовление скульптуры считается престижной профессией, которая передается от отца к сыну. Прекрасные скульптурные маски лвалва имеют характерную удлиненную форму с резко очерченным увеличенным угловым носом, выступающим ртом и раскосыми глазами под выступающим лбом. Маски символизируют духов и сверхъестественные силы. Они используются в церемониях, посвященных охоте: если охотники возвращаются «с пустыми руками», в деревне устраиваются танцы «Бангонго», которые должны умилостивить духов и заставить их вмешаться. Хореография танцев в масках очень сложна. Кроме того, маска используется в секретном обществе «Ба Нгонго» в ритуалах инициации.