Идома

Идома - этно-лингвистические группы, проживающие, в основном, на востоке региона Нигерия к югу от реки Бенуэ, в семидесяти двух километрах от ее впадения в реку Нигер. Основное место проживания идома («Земля идома») - 9 районов с местным самоуправлением в западном государстве Бенуэ. Идома преимущественно говорят на языке идома с разными диалектами: Численность около 3,5 миллионов человек. Идома тесно связаны с Игбо. Лингвистические данные свидетельствуют о том, идома проживают в регионе 4-5 тысяч лет. Они, вероятно, мигрировали с севера с территорий народов йоруба, бини и игбо. В какой-то момент в далеком прошлом они отделились от одной из этих крупных этнических групп и начали развивать собственную культуру. Большинство идома фермеры. Их основные пищевые культуры ямс и тапо. Сбор урожая ямса - это время большого праздника, связанного с культом предков. Существуют ремесла: ткачество, крашение хлопчатобумажной ткани и кузнечное дело. Идома живут в компактных поселениях. Правителем идома является король «Оч'Идома», наследующий титул по мужской линии. Король не имеет абсолютной власти. Для принятия важных решений он консультируется с Советом старейшин. На Западе идома оставались неизвестными вплоть до 1920-х годов, что во многом сохранило их традиционную культуру. Разные группы идома ведут своё происхождение от одного общего предка, который считается «отцом» « Идух». Идома помнят по крайней мере четыре поколения свих предшественников. История народа сохраняется в устной традиции. Детей обучают старейшины и семьи. Самый важный аспект культуры идома - культ предков, которые передают молитвы- прошения Всемогущему Богу Овоичо. Существует множество тайных обществ и практик, посвященных родовым обрядам. Погребальные обряды идома отличаются особой торжественностью. Для перехода умершего в мистическое царство предков спустя некоторое время после первоначального погребения проводится мемориальная служба, или второе погребение.Маски идома, обычно окрашенные в белый цвет, имеют открытый рот и обнаженные зубы, а также скарификацию на лице в виде рельефных линий. Широко открытые выпуклые глаза символизируют способность духовного видения. Маски надевают во время исполнения танцев в дань уважения к старшим на похоронах. Маска получает свою силу от Духа леса, известного как Аньену который живет в реке. Ему также посвящают ритуальные танцы белых погребальных масок «Оква».