Бодхисаттва Авалокитешвара

Бодхисаттва -- существо, практически достигшее нирваны; стать буддой и уйти в нирваническое небытие для бодхисаттыва – лишь последний, логически подготовленный шаг на пути тысячелетних перерождений. Но бохисаттва сознательно не делает этого шагом. В то время как будды, пребывая в нирване, теряют возможность вмешиваться в дела живых существ, бодхисаттвы остаются в мире, чтобы спасти все живые существа от уз перерождений.

В «ортодоксальном» буддизме тхеравады образ бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды (их насчитывается 24, последним был исторический Будда – Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка – Майтрея. На этом пути будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также со-страдание к живым существам (каруна) и со-радование им (метта), а в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом, – подвиги, явно противоречащие буддийской ориентации на срединный путь между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим. Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. На то имеется и «космологическая санкция»: число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает однажды великий обет достичь «просветления» и избавить все существа от круговорота сансары. В поэме Шантидэвы Бодхичарьяватара (7–8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ (передача заслуги в традиционном буддизме была немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся. Длительность пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Бодхисаттва должен достичь 10 ступеней совершенства, которым посвящались отдельные трактаты и которые соответствуют 10 «совершенствам» – парамитам. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы – культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием его «снятия»: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть. «Ищите их, – увещевает Шантидэва, – и вы их не найдете!».