Гио

Гио, в количестве 151 600 человек, проживают в северо-восточной Либерии и републике Кот-д'Ивуар. Говорят на языке манде, имеющем много различных акцентов.
Несколько веков назад гио мигрировали из современной Гвинеи и Мали, и на протяжении многих лет боролись с окружающими народами, приобретя репутацию свирепых воинов. После того, как Либерия стали нацией в 1847 году, к началу 1900-х годов, между воюющими был достигнут мир.
Сегодня гио, прежде всего, фермеры, ежегодно очищающие лесные участки для выращивания риса, маниоки, сладкого картофеля и товарных культур, таких как какао, кофе и каучук. Гио также содержат крупный рогатый скот, овец и коз. Мужчины выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, а женщины помогают с уборкой и прополкой. Женщинам предоставляется небольшой участок земли, на которых выращивают собственные овощи для использования в домашних хозяйствах или продажи на рынке.
У мужчин гио есть свои тайные общества, которые посвящают мальчиков в тайны мира и правила взрослых мужчин, направляют их на протяжении всей жизни. Общества управляются старейшинами. Женщины имеют аналогичные общества.
Гио верят в верховного бога, который создал Вселенную и духовную силу Ду, которая выступает в качестве посредника между народом и верховным богом, и находится в каждом человеке. Гио верят в реинкарнацию: после смерти сила Ду может перейти в другого человека или даже животное.
Искусство народности гио соответствует, основном, натуралистическому стилю дан. Маски гио имеют различные функции. Они могут изображать предка-основателя, быть портретами недавно умерших знатных людей, носить тотемический характер или просто отражать какие-то свойства животного, подходящие к данному случаю. Ди кела -это маска богини победы, ее надевают, чтобы приветствовать победивших воинов; то ла ге — маска палача, ее надевает высокопоставленный чиновник, разыскивающий опасного преступника, причем в этом случае его сопровождают старейшины; клу ге — маска в образе шимпанзе или в образе существа, соединяющего черты шимпанзе и человека. Клу ге появляется в городе для участия в празднике урожая риса.