ХИРОСИГЭ Утагава (1797-1858)


Учитель - Тоёхиро Утагава

Ученик - Хиросигэ II, Хиросигэ III

Жанр - фукэй-га

 

Хиросигэ Утагава (или Андо Хиросигэ) - выдающийся мастер последнего периода истории развития укиё-э. Он родился в Эдо, в семье самурая Андо Гэньэмона, служившего в пожарной команде сегуна. С детства он мечтал стать художником, но в 13 лет, когда умер отец, мальчик вынужден был занять его пост, который передавался по наследству. Однако два года спустя Хиросигэ все же поступил в ученики к известному мастеру гравюры Утагава Тоёхиро. Но только в 27 лет, после того как он передал своему дяде наследственную должность, художник смог полностью отдаться живописи.

Всю свою жизнь Андо посвятил пейзажу, хотя и начинал с книжной графики и портретов красавиц (серия «Восемь изображений красавиц в интерьере и на воздухе»), а также изображений птиц и цветов, завоевав себе признание в жанре хайга (стихи-картины). Несомненно, поворот художника в сторону пейзажа произошел благодаря оглушительному успеху серии гравюр «36 видов Фудзи», выполненных Кацусика Хокусаем. С самого начала в творчестве Хиросигэ определились две темы, которые он в том или ином виде варьировал в течение всей жизни: дорога Токайдо (главный тракт средневековой Японии) и виды Эдо (Восточной столицы). Среди его известных серий - «Знаменитые виды Восточной столицы» (1834-35), «Пятьдесят три станции дороги Токайдо» (1833-34), «Знаменитые виды Киото» (1834), «Восемь видов провинции Оми» (1834-35), «Восемь видов Канадзавы» (1836), «Шестьдесят девять станций Кисокайдо» (1834-42), «Знаменитые виды более шестидесяти провинций» (1850-е) и др. В них отчетливо видно то новое, что внес Хиросигэ в жанр пейзажа: мягкий лиризм, естественность и простота, стремление создать эмоциональный образ природы, передать ее изменчивое настроение. С годами на смену изображениям природы в ее частных проявлениях пришли попытки обобщить многочисленные наблюдения над ее жизнью, желание расширить художе¬ственную интерпретацию явлений. Наиболее ярко эти тенденции проявились в серии «Сто знаменитых видов Эдо», которую сам мастер считал своим лучшим творением. Эта серия была самая большая в творчестве Хиросигэ, она включала 118 листов и выпускалась с 1856 по 1858 год, а некоторые гравюры были напечатаны уже после смерти художника. Постижение сущности природы, ее души, отраженной в человеческом восприятии - вот та задача, которую решал художник.

Андо Хиросигэ умер в 1858 году в Эдо, во время эпидемии холеры. С его уходом закончилось и развитие жанра пейзажа в искусстве укиё-э.

Одиночные