УТАМАРО Китагава (1753-1806)
Учитель - Торияма Сэкиэн
Ученик - Утамаро II, Цукимаро, Фудзимаро
Жанр - бидзин-га, катё-га
Утамаро Китагава - выдающийся мастер классического периода истории развития укиё-э. Предположительно, он родился в Кавагоэ. Приехав с матерью из провинции в Эдо, жил и работал в столице до конца своих дней, обучался живописи в мастерской известного художника Торияма Сэкиэна. Утамаро начинал путь с театральной гравюры и иллюстраций к дешевым популярным изданиям. В 1790-х годах, уже работая в жанре бидзин-га (изображения красавиц), он выпустил несколько иллюстрированных книг - поэтических антологий, где рисунки были выполнены в стиле митатэ (пародия с намеком) («Книга насекомых», 1788; «Книга птиц», 1790-91). В 1780 году молодого художника заметил известный издатель Дзюдзабуро Цутая, по заказу которого он стал работать в станковой гравюре. Отныне главной темой его творчества стали изображения красавиц Опоэтизированный хрупкий и лиричный об-раз женщины, составленный предыдущими поколениями художников, по-новому преломляется в работах Утамаро. Испытывая глубокий интерес к человеческой личности, эмоциональному состоянию, он максимально приблизил к зрителю своих героинь. В отличие от других мастеров укие-э художник рисовал не только полнофигурные сиены, но и композиции окуби-э (букв. "большие"), позволявшие сосредоточить внимание исключительно на лице и прическе, войдя в историю классической японской гравюры как создатель жанра портрета (серия «Большие головы», 1790).
Большинство героинь Утамаро - прекрасные гейши и куртизанки, но художник обращался и к другим социальным типажам - горожанки, дочери торговцев, продавщицы в лавках. Плавными, обтекаемыми линиями он создавал идеализированные, но разнообразные, тонко дифференцированные по характерам женские образы («Замечательные красавицы шести чайных домов», 1791-92; «Десять женских характеров», «Шелководство», «Женщины за шитьем», 1790-е). Сфера интересов художника - мир чувств и эмоций, определенное состояние человека. Утамаро удавалось запечатлеть, казалось бы, неуловимые оттенки настроения: горесть разлуки и радость ожидания, затаенную грусть и томную мечтательность. Одно из важных достижений мастера - гармоничное