Печать

Пенде (Бапенде)

На юго-востоке Заира, художественные стили образуют более или менее однородный ансамбль, в котором особо выделяется школа бапенде.

Бапенде (общая численность около 5 миллионов человек) прибыли сюда с юго-востока несколько веков назад. «Наши предки, которые пришли с Замбези, достигли большого моря вблизи Луанды. Они были воинами и охотниками, но не знали железа. Однажды к нам явился кузнец Бембо Каламба, который научил нас выплавлять руду, ковать, а также ткать и изготовлять горшки: его жена, Нгомбе, была вождем, и она научила нас скотоводству и земледелию. Наши предки брали в жены всех дочерей Нгомбе; они стали матерями-родоначальницами кланов пенде,» - так повествуют о своей истории современные бапенде. После прибытия португальцев, и начавшейся вскоре миссионерской деятельности и охоты за рабами (первые триста рабов были доставлены в Лиссабон в 1512 году) бапенде стали отходить в глубь континента. Сменив много мест, они, наконец, осели в районах Квилу и Касаи.

Вершиной художественного творчества бапенде являются их антропоморфные ритуальные маски строгого, лаконичного стиля. Характерные для стиля бапенде резкие, угловатые формы создают сложную игру света и тени, из-за чего при малейшем повороте маски как бы изменяется характер образа. Особую роль в меняющейся гамме выражений играют глубокие тени от резко очерченных, нависающих век и бровей.

  • 103_PENDE_77
  • Автор: Нет данных
  • Доступ: 393
  • Downloads: 0
  • Оценка: Нет 
  • Комментарии: 0
  • Описание:

    Страна, народ: Конго, пенде.     

    Размеры (длина/ширина/глубина): 31,5х22х13 см.       

    Описание: Ритуальная маска мбуя. Это маски 20 персонажей и «7 сил»: живущего в деревне, человека в трансе, влюбленного. Маска старейшины, используется при церемонии обращения юношей. Кроме того, используется в религиозных церемониях: позволяет управлять сверхъестественными силами. Символизирует сверхъестественную составляющую природы родоначальницы, старейшин, охотников.